Лифты, или подъемные устройства, не имеют четкой классификации, но подразделяются на отдельные группы по целому ряду признаков. Кроме того, в пределах группы с общими конструкторскими решениями выделяют типоразмерный ряд агрегатов, отличающихся друг от друга грузоподъемностью, высотой подъема, скоростью и другими параметрами.
Выделяют следующие признаки принадлежности лифтов к разным типам:
По типу привода лифты подразделяются на электрические, гидравлические и пневматические. Лебедка электролифта приводится в движение электродвигателем, кабина гидравлического лифта выталкивается выжимным штоком под давлением масла. Эти два типа близки по многим параметрам, однако электролифты более скоростные, а гидравлические имеют увеличенную грузоподъемность. Также последние плавно опускаются на первый этаж при отключении благодаря аварийному питанию. Пневматические лифты часто устанавливают в уже достроенных зданиях, а работают они благодаря разнице в давлении воздуха, без поршней и кабелей.
Подъемный механизм электролифтов имеет привод электродвигателя, а гидравлика оснащается приводом в виде лебедки с гидродвигателем или подъемного гидроцилиндра. Машинные помещения гидравлических лифтов могут находится от них на значительном расстоянии, механизм бесшумен и оснащен системой аварийного открытия дверей и опускания при отключении электричества.
Конструкция лифтового привода бывает двух видов:
По типу транспортируемых грузов лифты делятся на пассажирские, грузовые, грузопассажирские, больничные, тротуарные. Пассажирские лифты устанавливают в жилых и общественных зданиях, учреждениях, коттеджах, на промышленных предприятиях. Они служат для перевозки людей, легких грузов и предметов обихода весом в пределах допустимого.
Грузовые лифты различаются объемом и грузоподъемностью. Машины для транспортировки небольших грузов часто используют в ресторанах и кафе, агрегаты с высокой грузоподъемностью и объемом кабины применяют на промышленных предприятиях. Также существуют лифты для транспортировки грузов с проводником (сопровождающим).
Грузопассажирские лифты перевозят и людей, и грузы, больничные предназначены для перевозки больных на каталках, колясках, в сопровождении персонала. Инвалидные модели служат для самостоятельного пользования людям на инвалидных колясках.
Шахты тротуарных лифтов размещены на подземном уровне, а кабины выходят на поверхность. Этот тип подъемных устройств применяется на подземных складах, парковках, в крупных промышленных предприятиях, магазинах.
По типу дизайна лифты делятся на видовые (в панорамных и стеклянных шахтах) и не видовые (в глухих бетонных или кирпичных шахтах). По скорости перемещения подъемные агрегаты разделяют на высокоскоростные (более 4 м/с), скоростные (2-4 м/с), быстроходные (1-2 м/с) и тихоходные (менее 1 м/с). Также различают машины, которые обслуживаются (управляются) самим пассажиром или сопровождающим груз (людей) лицом.
Шахты и кабины лифтов оснащаются дверями распашного и раздвижного типа. В лифтах, оснащенных ручным приводом, двери открывают пассажиры, полуавтоматический привод обеспечивает автоматическое закрытие при помощи доводчика при ручном открытии. Автоматический привод служит для соответствующего открытия и закрытия, а комбинированный включает ручной способ открытия дверей шахты и автоматический — дверей кабины.
По способу управления лифты делятся на машины, управляемые из кабины, агрегаты с наружным и смешанным управлением. При простом раздельном управлении лифт реагирует только на один заданный вызов или команду. Собирательное управление предусматривает регистрацию всех команд и их выполнение в соответствии с программой. При этом в лифтах в жилых зданиях остановки по вызовам осуществляются только по пути вниз, в общественных зданиях лифт останавливается по вызову и при движении вверх. По приказам останавливаются все лифты, идущие в обоих направлениях. Также различают лифты с одиночным и групповым управлением (расположенные в одном здании, шахте, идущие с одной скоростью по одним этажам).
Различают лифты с одноступенчатыми и телескопическими гидроцилиндрами. Кроме того, существует два типа передачи движения от плунжера гидроцилиндра кабине. Гидроцилиндр может располагаться в центре лифта или сбоку.
Помимо вышеперечисленных признаков существует классификация лифтов по их скорости и грузоподъемности, по типу ловителя, препятствующего падению кабины (мгновенного или плавного действия). Особняком стоят конструкции, оснащенные монорельсами, и специализированные лифты (пожарные, судовые, вокзальные и другие модели).