До событий 2022 года доля лифтов производства западных компаний на российском рынке недвижимости составляла без малого 30%. После начала СВО и последовавших санкций застройщики вынуждены искать альтернативные решения в сотрудничестве с Китаем и Кореей — лифты и комплектующие к ним теперь будут закупаться там.
Крупнейшие европейские и западные производители лифтов прекратили сотрудничество с РФ, из-за чего застройщики вынужденно переориентировались на работу с Азией. Но, несмотря на локализацию недостающих деталей, дефицит деталей все же ощущается, так как около 30% комплектующих, применяющихся в производстве лифтов в России, приобретались за границей.
С момента начала боевых действий в Украине, по данным Fortune, в РФ прекратили/ приостановили/ сократили объемы сотрудничества и производимых операций сотни компаний. В их числе и производители лифтов.
Компания Otis (Америка) не отказывала от имеющихся обязательств по техобслуживанию лифтового оборудования, но перестала брать новые заказы на лифты и эскалаторы. Это ощутимый удар, так как Отис был единственным иностранным производителем, собиравшим свои лифты на территории РФ (в Петербурге). На долю Otis приходится 16% всех лифтов, установленных в России в 2021 году. При этом заказы на производство лебедок для лифтов компания продолжает принимать.
Финская организация KONE, занимавшаяся поставками лифтов и эскалаторов, также временно перестала ввозить продукцию в РФ и заморозила подписание новых контрактов. В 2021 году на долю этого предприятия приходилось около 2,5% российского рынка.
Немецкий производитель TK Elevator (ранее — Thyssenkrupp Elevators) также поставил на паузу сотрудничество с российскими застройщиками, отказавшись подписывать новые контракты. На его долю приходилось около 1% поставок.
Все это — удар в основном по коммерческому строительству в РФ: продукция западных компаний использовалась в торговых, бизнес-центрах, в высотном строительстве, в жилых объектах класса комфорт+ и выше.
Какие компании остались в РФ:
Российские застройщики нашли решение на Востоке — альтернативы отыскались на азиатских рынках. В высоких ценовых сегментах один из возможных вариантов — продукция корейского производителя Sigma. Все упирается в отсутствие ясности со сроками поставок и с диапазоном цен. В массовом сегменте пока лучшее решение — отечественные производители.
Некоторые строительные компании РФ рассматривают возможность сотрудничества с компаниями Турции и Китая. В том числе ряд предприятий рассчитывает организовать закупки продукции Otis, просто через Китай.
Российское лифтовое объединение сообщает, что при производстве отечественных лифтов компании применяли около 30% импортных запчастей. По большей части это лебедки, поднимающие кабины лифтов — их закупают в Италии, Корее, Китае, Турции. В России также есть ряд заводов, готовых выпускать аналогичные лебедки при условии поддержки Минпромторга (по части потока заказов и средств на модернизацию производственных мощностей).
Более сложная задача — замена микроэлектроники, закупавшейся в Китае и Тайване. В случае остановки этих поставок проблемы коснутся уже производства станций лифтового управления.
Пресс-служба Минпромторга сообщает, что критических проблем с поставками зарубежных комплектующих для производства лифтов нет, а на случай обострения ситуации готов план «Б».
Например, Щербинский лифтостроительный завод (ЩЗЛ) на российском рынке имеет долю около 20%. При этом при производстве продукции на импортные детали приходится менее 10%, и эту часть возможно безболезненно заменить без потери качества. А на заводе «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ) доля импортных комплектующих еще меньше — до 5%.
Всего же в РФ работает более 20 организаций, производящих лифты. Их загрузка, по данным Минпромторга, находится на уровне 75%. А потому просадки по поставкам лифтового оборудования не предвидится — возросшие потребности застройщиков российские предприятия могут перекрыть без сложностей. Но при этом российские лифты подходят для зданий меньшей этажности (до 42 этажей или до 110 м) — в небоскребы, к примеру, их установить не получится. Разработки для решения этой проблемы ведутся.