На расширенном совещании по вопросам развития лифтовой отрасли, где присутствовали представители Минстроя и других профильных министерств, представители производственного бизнеса в сфере производства лифтового оборудования, был согласован пакет инициатив по росту темпов обновления в жилом секторе парка лифтов.
Главными проблемами на сегодняшний день стали ограничения поставок оборудования, снижение регионами финансирования программ капремонта многоквартирных домов, необходимость организации импортозамещения, уход с отечественного рынка зарубежных представителей.
Только в 22 субъектах федерации лифты, требующие замены, включены в планы по капитальному ремонту. Аукционы по замене лифтов с начала года были проведены только в 31 регионе. Для новых домов также требуются лифты, так как около 80 процентов новостроек имеют высотность в 6 и более этажей.
На совещании был предложен ряд мер по поддержке добросовестных участников рынка лифтовой отрасли. Среди актуальных:
До принятия и исполнения вышеперечисленных мер производители решили самостоятельно договариваться с регионами, исходя из условий, которые позволят загрузить мощности. Например, можно опираться на Нижегородский опыт. В начале года ЩЛЗ (Щербинский лифтостроительный завод) предоставил региону отсрочку на 5 лет, что позволило существенно увеличить показатели по замене лифтов в регионе. В настоящее время последовать их примеру намерены еще 11 региона, в их числе — Тюменская, Волгоградская, Ростовская область.
Еще одно предложение — создание Единого реестра лифтов на основе Единой информационной системы жилищного строительства. Это даст возможность сделать процесс по замене лифтов в РФ прозрачным, а сведения о лифтах можно будет получить в режиме реального времени. Так можно будет в оперативном порядке составлять и выполнять планы по ремонту лифтов.
В начале прошлого года были опасения в том, что рынок будет заполнен продукцией из Турции и КНР. Но, хотя динамика роста импорта наблюдается, заполняемость рынка пока не достигнута. Доля импортных лифтов в прошлом году возросла с 25 до 33.4 процентов. Большая часть импортных лифтов — из Беларуси, произведены на Могилевском лифтовом заводе. Что касается поставок из Китая, то они увеличились в полтора раза, но занимают лишь порядка 9% в общем объеме продукции, а лифтовое оборудование из Турции — не более 3%.
Также отмечается, что качество зарубежной продукции требует дополнительного мониторинга. Так, реальный срок эксплуатации лифтов из КНР составляет 14 лет, тогда как при поставках оборудования в РФ в сертификатах указывается срок в 25 лет. На обсуждении находится вопрос роста таможенных пошлин на продукцию из других стран, в частности, из Китая. Также планируется поддержка отечественных производителей в отрасли, которые успешно применяют инновации в производстве лифтового оборудования. Например, на Щербинском заводе планируют производство безредукторных лебедок и реализацию других перспективных проектов в сфере лифтостроения.
Позитивные примеры доказывают, что комплексная поддержка позволит отрасли выйти на новый технологический уровень, а также существенно увеличить выпуск продукции. В настоящее время государство также оказывает поддержку отрасли, например, субсидирует затраты на НИиОКР в сфере лифтостроения.